Образовательная программа кружка " ТЕАТРАЛЫ"
Общие сведения по кружку " ТЕАТРАЛЫ"
Театральный кружок: «Театралы» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
Школьный театральный кружок – это особый мир, объединяющий различные стороны учебного процесса, воедино обучение и искусство, способствует гармоничному развитию школьника – тренировке умственных способностей и развитию физических качеств ребенка.
В МБОУ-СОШ №19 х.Лесной работает театральный кружок «Театралы» под руководством педагога дополнительного образования Матвиенко И.С.
Цель: приобщение учащихся к театральному искусству, обогащение духовных потребностей ребенка, развитие его творческой активности.
Задачи:
- пробудить эстетическое чувство и творческое начало;
- освоить необходимые навыки актерской техники;
- развить умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой
- эмоциональный отклик;
- развить природные детские способности ребят: фантазию,
- воображение, внимание, контактность.
Краткое описание кружка:
При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений.
Работа кружка предполагает знакомство с основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, постановки мини-спектаклей.
Структуру программы составляют введение и три основных раздела, включающих вопросы технологии организации и постановки мини-спектаклей. Занятия кружка проводятся 2 часа в неделю (в течение года должно быть проведено 170 часов).
Программа рассчитана на 1 год обучения
Форма контроля деятельности кружка – отчетный концерты
Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников.
Ведение актерского кружка “Театралы” в общеобразовательной школе способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя, повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его.
Актерское творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия кружка учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.
С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся.
Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.
Актерский кружок – это дом, где найдется место и дело по душе любому ребенку и подростку. Театр – это, с одной стороны, универсальное искусство, где конечный результат, произведение, создается трудами различных художников: драматургов, артистов, режиссеров, композиторов, живописцев. С другой стороны, только совместные усилия людей разных профессий, их коллективный труд могут воплотить в жизнь чудо театрального спектакля. Не случайно так велик интерес и детей, и взрослых и к театру, и к кружковой деятельности. Не только просмотр спектаклей в профессиональном театре, но и желание самому воплотить на сцене образ другого человека, выйти на театральные подмостки, поучаствовать в создании спектакля – желание прикоснуться к миру театра – знакомо, наверное, каждому.
- Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цель – Приобщить ребенка к миру искусства через театральную деятельность.
Основной задачей работы кружка является социализация и личностный рост каждого ребенка. Более конкретные задачи формулируются каждой возрастной группой.
Несмотря на то, что каждая группа имеет свои собственные задачи и направления деятельности, взаимное общение между группами происходит как во время повседневных занятий, так и во время совместных работ.
Основное направление работы кружка – занятия по актерскому мастерству в течение года распределяются неравномерно, то есть в отдельные периоды времени группы занимаются только тренингом, или сочетают эти занятия с репетициями, или все время посвящается репетициям спектакля или концерта.
- Перспективы развития кружка
Актерский кружок– « живой» организм, находящийся в постоянном развитии и поиске. В перспективе желательно было бы введение преподавания вокала и более углубленного изучения истории театра.
Кроме того, в будущем возможно создание на базе театрального кружка любительского театра, группу которого составили бы выпускники кружка.
Основной целью работы с детьми данной группы является следующие:
- раскрытие творческой индивидуальности ребенка;
Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:
Развивающие:
- Развитие творческих способностей детей;
- Снятие внутренних зажимов.
Образовательные:
- Ознакомление с основными компонентами профессии актера.
Воспитательные:
- Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе;
- Воспитание зрительской культуры.
- Методы работы и педагогической деятельности
В основе занятий лежат принципы обучения актеров в театральных ВУЗах, однако все они адаптированы для применения в работе с детьми и подростками: максимальное количество времени отводится на практические занятия, то есть освоение материала происходит в процессе решения учащимися увлекательных творческих задач.
- Краткая характеристика тем занятий;
На первом этапе детям предлагаются дисциплины по следующим направлениям:
- Введение в мир сцены (обучающие занятия).
- Посещение спектаклей;
- История театра;
- Развитие творческих способностей (развивающие занятия).
- Театральная игра;
- Пластика;
- Сценическая речь.
- Предполагаемый результат и механизм оценки получаемых знаний.
Главный показатель – это личностный рост каждого отдельного члена группы, что выявляется благодаря наблюдениям педагогов, работающих с детьми, а также превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.
Успехи, достигнутые учениками на занятиях по развивающим дисциплинам, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам школы на концертах и мероприятиях.
К концу обучения дети должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
Знания:
- Знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- Различать виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- Знать основное строение театра, его происхождение;
- Знать основные виды театральных кукол.
Умения:
- Уметь в течение длительного времени (20-40 мин.) концентрироваться на просмотре спектакля, концерта, прослушивании музыки и т.д.;
- Уметь построить связный рассказ о своих впечатлениях от увиденного, сравнить с предшествующими впечатлениями;
- Уметь выполнить разминку, подготовить свое тело к работе под руководством педагога;
- Уметь выполнить артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством педагога.
Навыки:
- Выполнять упражнения актерского тренинга на внимание, память и фантазию в присутствии постороннего человека;
Методическое обеспечение
- Формы и режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа (в зависимости от среднего возраста группы) Это позволяет педагогу уделить достаточно внимания каждому ребенку, что особенно необходимо в младшем возрасте. В средней группе может заниматься до 15 человек: такое количество детей оптимально как для проведения занятий, так и для организации спектаклей и концертов.
- Ожидаемые результаты
Комплекс дисциплин, входящий в данное объединение, призван подготовить ребенка к полноценному выступлению в спектакле или концерте. Кроме того, он нацелен на развитие личностных характеристик ребенка, его творческих способностей.
- Формы подведения итогов
Результаты, достигаемые учащимися на занятиях, демонстрируются ими как во время концертов и мероприятий, так и в процессе работы в объединении «Театралы», то есть при создании и исполнении спектакля.
- Материально-техническое оснащение.
Для полноценных занятий и проведения мероприятий кружка необходимы:
- Зал – театральный или актовый, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, а также оснащенный специальным театральным освещением и звуковоспроизводящим оборудованием – для проведения спектаклей, репетиций, общекружковых мероприятий и занятий.
- Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, используемой как по прямому назначению, в качестве рабочих поверхностей, так и в качестве выгородок.
- Гримерная – помещение для переодевания и подготовки к занятиям.
- Декорационно-костюмерная – помещение для хранения костюмов, реквизита и другого имущества кружка.
Уже стало традицией в последнее воскресенье ноября отмечать День Матери. В этот день принято отдавать должное материнскому труду и бескорыстной жертве матерей ради блага своих детей.
В связи с этим в нашей школе участники театрального кружка и обучающиеся школы 25.11.2022 г. подготовили концертную программу: «Мама – самый близкий человек»
Целью данного праздника являлось поддержание традиций, бережного отношения к матери, воспитание любви и уважения к ней, укрепление семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье, желания доставлять радость близкому, родному человеку.
Новый год – самый любимый, добрый, сказочный праздник, который ждут в каждом доме, в каждой семье. Но никто так искренне не ждёт Новогоднего чуда, волшебных превращений и приключений, как наши дети. Ведь собирается вся семья, все дарят друг другу подарки.
Именно поэтому в нашей школе к проведению новогоднего праздника особое отношение.
Наша цель: создать праздничную атмосферу, доставить радость детям, раскрыть творческие способности детей через различные виды деятельности.
27 декабря в МБОУ – СОШ № 19 новогодний праздник проходил в украшенном зале у новогодней елки и начался с представления новогодней сказки с превращениями, зажигательными танцами.
7 марта в школе прошла концертная программа посвященная Международному женскому дню 8 Марта. Учащиеся театрального кружка " Театралы" представили спектакль " Три девицы под окном..."
17 апреля в школе состоялся смотр художественной самодеятельности. Посвященный году "Педагога и наставника"
Участники театрального кружка показали сказку " Педагог в сказочной стране"